+7(495)755-55-60
+7(800)555-51-52
бесплатно по России
Ваш личный
эксперт
в электронике
Мы Вам перезвоним
Регистрация

Статьи и советы

Акустическое оформление

Давно уже стали цифровыми носители, устройства обработки сигнала, да и в новых усилителях, все больше используются цифровые методы усиления. А вот акустические системы практически не изменились за свою уже почти столетнюю историю.

Акустическая система по-прежнему остается самым консервативным звеном в цепи звуковоспроизведения. В качестве электроакустических преобразователей, в большинстве моделей, используются электродинамические головки. В них диффузор приводится в движение за счет взаимодействия тока, протекающего по звуковой катушке, с полем магнитной системы.

Благодаря колебанию конуса диффузора и возникает звуковая волна, которую мы слышим. Для качественного и правильного воспроизведения необходимо, чтобы для всех слышимых частот звуковое давление было одинаково. Однако, если взглянуть на частотную характеристику громкоговорителя, свободно подвешенного в пространстве, то мы увидим, что при понижении частоты сигнала, начиная с некоторого её значения, уровень давления будет плавно падать. Принципиальная проблема всех громкоговорителей заключается в том, что они излучают звук как вперед, так и назад, причем с одинаковой интенсивностью. Скорость распространения звука в воздухе постоянна, а поскольку сами излучатели, по сравнению с длиной волны на низких частотах,, относительно малы, то излучение и спереди, и сзади от диффузора взаимно компенсирует друг друга. Такой эффект называется акустическим коротким замыканием. На высоких частотах длина волны мала, и волна не успевает обогнуть головку за один период колебания, поэтому излучаемая энергия увеличивается. Граничная частота, ниже которой эффективность головки падает, зависит от размеров диффузора и определяется конечным значением скорости звука в воздухе. Например, для головки диаметром 20 см спад начинается ниже 1 кГц. С уменьшением диаметра частота повышается.

Для того, чтобы исключить акустическое замыкание, динамической головке создают акустическое оформление, а проще говоря помещают в корпус. Самый простой тип оформления - открытый, когда задняя стенка корпуса (обычно прямоугольного) просто напросто отсутствует, или представляет собой перфорированную панель. У автономных акустических систем для высококачественного воспроизведения такое оформление не встречается, но у большинства телевизоров, переносных магнитол и радиоприемников акустическое оформление - открытое. Основное достоинство такого оформления заключается в том, что оно не повышает резонансную частоту головки, ниже которой головка просто не работает. Самым серьезным недостатком являются относительно большие размеры, когда требуется воспроизведение низших частот звукового диапазона.

Характеристика акустики в области низких частот должна быть максимально гладкой, для того, чтобы при воспроизведении импульсов (а музыка, по сути, и является практически одними импульсами), не появлялось послезвучания и дополнительных призвуков. Если произвести расчет объема акустической системы, то для современных головок он будет большим - порядка 150 литров, что, по эстетическим соображениям, недопустимо для квартиры.

Поскольку при колебании диффузора задняя сторона излучает половину акустической мощности, а в закрытой акустике эта мощность пропадает, интересно попытаться ее использовать. Для этого следует найти способ изменить фазу звуковой волны от задней стороны на противоположную, чтобы при достижении плоскости передней панели произошло акустическое сложение, а не вычитание. Решение было найдено давно (в 1937 году), и получило название акустического оформления с фазоинвертором. Однако монополию открытых акустических систем нарушило закрытое акустическое оформление, когда головка помещалась в закрытый корпус. Пионером такой конструкции считается компания Acoustic Research, которая в 50-х годах прошлого века выпустила первую закрытую акустическую систему AR1. А ее двухполосная система AR2a (появившаяся на свет в 1957 году) считается родоначальницей всей полочной акустики.

Современные акустические системы крайне неэффективные электродинамические устройства. В зависимости от конструкции, они преобразуют в акустическую мощность от 0,25 до 2,5% подводимой к ним электрической мощности. Остальная же мощность выделяется в виде тепла.

Для закрытых систем крутизна спада ниже частоты резонанса составляет 12 дБ на октаву. Этот спад можно компенсировать (но лишь частично) расположением акустических систем относительно стен в помещении. Кроме того, регуляторы тембра, сделанные по классической схеме, имеют характеристику с таким же наклоном, и также позволяют компенсировать спад АЧХ в области низких частот. Однако, подъем более чем на 6 дБ невозможен, так как при дальнейшем увеличении вступает в силу фактор максимальной подводимой мощности, превышение которой грозит механическим разрушением головки из-за перегрева звуковой катушки. Поэтому, одним из главных параметров, определяющих низкочастотную границу воспроизводимых акустическими системами частот, является максимально подводимая мощность,

закрытое
Наиболее распространенными вариантами акустического оформления низкочастотных громкоговорителей являются: закрытое (1); фазоинвертор с простым отверстием (2), в которое может быть помещен пассивный радиатор; фазоинвертор в виде трубы (3) - самый распространенный; лабиринт (4) - технически сложное и дорогое решение.

Простейший конструктивный вариант фазоинвертора — это отверстие (порт). Однако в жизни такое решение используют редко. Поскольку параметры воздуха зависят от температуры и влажности, то порт можно закрыть пассивным радиатором. Но всё же чаще фазоинвертор делается в виде трубы. В таком случае, к головке и воздуху в корпусе, добавляется и объем воздуха в трубе.

Также заставить работать звуковой фронт, который излучается задней стороной диффузора, можно использовав конструкцию под названием лабиринт (эдакий изогнутый вариант длинной линии). Но такая конструкция очень сложна и дорога, потому что длина такого лабиринта получается более двух метров. Фазоинвертор размещают как на передней стенке корпуса, так и на задней. Размещение на лицевой части акустической системы считается более правильным. В напольных моделях акустических систем используют и донный вариант, когда фазоинвертор работает в пол. Естественно, полочную акустику с фазоинвертором расположенным на задней стенке нельзя устанавливать на полку (отверстие фазоинвертора будет закрыто, и он просто-напросто не будет работать), а только на подставки. Но при этом теряется вся прелесть ее компактности.

Несмотря на широкое распространение акустического оформления с фазоинвертором (если посмотреть наши тесты за последние два года, то чуть ли не единственной акустической системой с закрытым оформлением окажется полочная акустическая система Yamaha NS-6940), оно имеет ряд недостатков. Основная проблема оформления с фазоинвертором - на низких частотах, по сравнению с закрытыми акустическими системами, увеличивается коэффициент нелинейных искажений. А поскольку результаты всех измерений акустических систем опубликованы в журнале, то можно легко оценить уровень КНИ в области работы фазоинвертора.

К сожалению, современные акустические системы проектируются не исходя из законов физики, а в угоду требованиям моды и дизайна. Для качественного (а главное, без искажений) воспроизведения низких частот нужна головка с большим диффузором, которая будет размещенна в ящике большого объема.
У акустической системы, снижение граничной частоты на треть октавы в области 50 Гц, потребует удвоения объемов корпуса. Это и имеет место в сильно распространенных сегодня сабвуферах. Пример тому - новый сабвуфер фирмы Cabasse.

Еще одна особенностью фазоинвертора является акустический шум. Причина его кроется в возникновении завихрений на выходе из порта. Существенно снизить шум путем выравнивания потока на выходе можно, изменив форму трубы фазоинвертора. Сегодня, различные меры для создания как можно меньше шумящих портов, применяют почти все изготовители акустических систем.
Можно высказать еще одно предположение, почему в нынешнее время сильное распространение получили малогабаритные акустические системы с фазоинвертором. Поскольку большинство из них воспроизводит не музыкальные звуки, а низкочастотные эффекты, без которых немыслим домашний кинотеатр, то их специфический окрас, за счет относительно больших искажений в низкочастотной области, придает звучанию совсем неестественные сочность и живость. Это делает их более привлекательными в умах маркетологов фирм-производителей и продавцов, а следом и в глазах покупателей.
Раскрыв выходного отверстия порта фазо- инвертора с обработкой поверхности (B&W)


Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.


Автор: Алексей ГРУДИНИН

Источник: Stereo&Video, апрель/2004

Поделиться

Возврат к списку Обсудить

21.06.2013
Звуковой проектор Polk Audio SurroundBar 5000 (video)

Звуковой проектор Polk Audio SurroundBar 5000 (video)

А вы слышали, что сама компания Microsoft официально признала и выбрала звуковую систему бренда Polk Audio? Смотрите обзор и узнаете, за счет чего проектор создает эффект объёмного звучания даже в маленькой комнате. Также вам расскажут, как обучать панель и как ее лучше повесить, чтобы она не выступала за границы ЖК-телевизора.
21.06.2013
Акустическая система Dynaudio DM 3/7 Rosewood (video)

Акустическая система Dynaudio DM 3/7 Rosewood (video)

В обзоре представлена акустика от датского производителя профессионального музыкального оборудования, используемого в студиях звукозаписи. Dynaudio DM 3/7 Rosewood – единственная напольная акустическая система в своей линейке. Евгений Ермолаев отмечает особенности ее дизайна и конструкции, рассказывает о технических параметрах и дает полезный совет о подборе усилителя. 

21.06.2013
Акустическая система Focal-JMlab Chorus 714V (video)

Акустическая система Focal-JMlab Chorus 714V (video)

Готовы прикоснуться к французскому шарму и качеству? Смотрите наш ролик об акустической системе Focal-JMlab Chorus 714V. Вы узнаете, за счет чего достигается качественный звук, почему у акустики непараллельные стенки и что будет, если поставить систему вплотную к стене. И, конечно же, какие разъемы скрывает задняя панель.

21.06.2013
Акустическая система Monitor Audio Gold GX200 (video)

Акустическая система Monitor Audio Gold GX200 (video)

Акустика не зря называется Gold – она на вес золота, и выглядит по-королевски – стоит на пьедестале. Хотя размеры достаточно компактны – высота всего 95 см. В обзоре наш эксперт рассказывает о фирменных решениях производителя, которые позволили поставить GX200 в один ряд с акустическими системами класса High End: трехполосной конструкции, технологии RSD, особенностях посадки и подключения.

08.11.2013
Акустическая система JAMO C 607 (video)

Акустическая система JAMO C 607 (video)

Эксперт Евгений подготовил рассказ о флагманской модели акустики JAMO C607. Датчане, как всегда, не подвели и создали классическую 3-полосную конструкцию с открытым звучанием в среднем ценовом диапазоне. Посмотрите ролик о качестве и добротности JAMO C607 и получите небольшие советы по установке.

Пока отзывов нет, Ваш отзыв станет первым.

11.10.2003
Расположение фронта

Расположение фронта

Даже если вы не сможете точно повторить такую установку театра, рекомендации, данные ниже, помогут вам добиться хороших результатов.
11.05.2003
Подключение акустики

Подключение акустики

Используйте хорошо изолированные кабели и убедитесь, что все наконечники надежно вставлены в разъемы. Обращайте внимание на цветовую кодировку на большинстве коннекторов и кабелях для исключения неправильных соединений.
30.06.2003
Центральный канал

Центральный канал

Акустическая система центрального канала в системе домашнего кинотеатра необходима для озвучивания большинства диалогов, и голоса переводчика, если фильм не дублирован. Также центральный канал отвечает за музыкальный и звуковой ряд (в режиме работы процессора - "Wide), как левая и правая акустическая система. Поэтому в идеале должен быть им идентичен.
11.07.2003
Расположение тыла

Расположение тыла

Правильное расположение тыловых колонок в домашнем кинотеатре - чрезвычайно емкая тема.
02.07.2003
Акустические колонки для домашнего кинотеатра

Акустические колонки для домашнего кинотеатра

Единственной и наиважнейшей задачей акустической системы является преобразование электрических колебаний в колебания частиц воздуха, которые наши уши воспринимают как звук. От того, насколько корректно выполнено это преобразование, во многом зависит впечатление от прослушивания.
  • Имя

    Email

  • Телефон

    Удобное время

  • Город

  • Пожелания

   На сегодняшний день защита персональных данных является одним из приоритетных направлений в обеспечении информационной безопасности большинства компаний. Это не только показатель надежности и солидности любой уважающей себя организации, но и требование бизнеса и законодательства. Необходимость обеспечения безопасности персональных данных в наше время ― объективная реальность, поэтому они нуждаются в самой серьезной защите. Каждая компания непременно хранит и обрабатывает данные о сотрудниках, клиентах, партнерах и поставщиках. Утечка или несанкционированное изменение персональных данных приводит к невосполнимому ущербу и даже потере репутации. Кроме того, государство требует от организаций обеспечить надежную защиту персональных данных. В январе 2007 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», который регулирует отношения, связанные с обработкой, хранением и передачей сведений.

    Действуя строго в рамках законодательства и понимая всю важность этого вопроса, Интернет-магазин PULT.ru в полной мере защищает интересы своих сотрудников, клиентов, партнеров и поставщиков и обеспечивает максимальную конфиденциальность их персональных данных. С нами работать безопасно и надежно!

Максимальное количество товаров для сравнения 50.

Для дальнейшего добавления необходимо удалить часть из уже находящихся в сравнении товаров.

Перейти на страницу сравнения